Вот это да! — подумала Алиса. — Кот с улыбкой — и то редкость, но уж улыбка без кота — это я прямо не знаю что такое!
Что такое логи?
Возможно, что вы еще только начали свой путь целительства и не успели встретиться с таким понятием как "логи". Однако с течением времени, с прохождением триального контента, вы рано или поздно откроете для себя один из главных инструментов анализа отыгрыша игрока и группы в целом в ТЕСО. Логи - это действительно в первую очередь инструмент, которым можно пользоваться независимо от своей роли в группе: РЛ или обычный игрок. Для целителя/хила как для саппорта особенно важно уметь самостоятельно читать логи, считывать собственные показатели и в случае дискуссий быть способным отстаивать, аргументировать свою точку зрения на основании данных из логов. Логи могут в том числе помочь вам понять, с какими проблемами вы сталкивались в течение боя, каких аптаймов достигли впоследствии и как ваша группа справлялась в целом. Не бойтесь отключать анонимность для логов и не бойтесь записывать их самостоятельно. Логи существуют в первую очередь для анализа показателей и прогресса, а не как способ вычислить слабое звено.
Далее мы посвятим отдельно время каждой интересующей нас как хилов категории.
Где установить и как использовать?
Для начала нам необходимо установить клиент под названием EsoLogs Uploader. Сделать это мы можем, если перейдем по данной ссылке: https://www.esologs.com/client/download. Там вам необходимо выбрать платформу, на которой вы играете. Таким образом, мы скачиваем файл, с которым затем и будем устанавливать непосредственно сам клиент EsoLogs. Это приложение обязательно, если вы хотите самостоятельно записывать и выгружать логи! И заранее создайте себе аккаунт в EsoLogs, чтобы выгружать логи под своим именем или за гильдию.
Как же выглядит интерфейс самого клиента и как в нем разобраться сходу?
Чтобы работать с клиентом логов, необходимо создать аккаунт в EsoLogs. Сделать это вы также можете через сайт. После того, как вы создадите аккаунт и войдете в него через клиент, вам станет доступна возможность вести лог в реальном времени (live log), выгружать готовый лог (upload log) или разделять лог, если в него входят несколько различных триалов и боев. Вы можете самостоятельно выбрать папку, в которой это все непосредственно будет находиться. Например, здесь по умолчанию папка была определена на диске С в документах.
Чтобы начать записывать лог, вам необходимо внутри игры ввести в чат следующую команду: /encounterlog. Это команда включает запись лога, если вы вводите ее впервые. Если же вы повторно введете ее, когда лог записывается, то это выключит запись с этого момента. Запись логов сбрасывается, если вы переходите на другого персонажа или если вас выбрасывает из игры. И каждый раз при заходе вам необходимо снова вводить данную команду при необходимости вести лог триала.
Вот этот файл Encounter в папке по сути и есть тот самый лог. Перед каждой записью нового лога вам необходимо удалять старый файл из папки, т.к. клиент не сможет сделать это самостоятельно и просто запишет новую информацию, оставив старую. Трогайте только файл Encounter!
Визуально live log и upload log по интерфейсу не отличаются между собой, однако есть разница.
Если вы хотите, чтобы лог загружал все бои в реальном времени и ссылка на лог стала доступна буквально с самого начала триала, то вам необходимо выбирать именно запись live log. В таком случае, если лог еще пустой, то клиент сразу выдаст вам готовую ссылку на лог, который по мере прохождения триала будет обновлять информацию о вайпах или успешных прохождениях босса. Если записывать лог без клиента вы начали раньше и успели пройти пару боссов, то клиент сначала выгрузит информацию по ним на сайт, а затем уже даст ссылку, где все эти бои будут учтены и он продолжит записывать новую информацию по мере поступления.
Upload Log будет загружать уже готовый лог с тем количеством боев, с которым вы начали его выгружать. И ссылка станет доступна только после полной выгрузки лога на сайт. Т.е. если вы решили загрузить лог внутри триала, а затем с того момента успели пройти еще несколько боссов, то их убийства учитываться не будут. И тогда для полного лога вам придется снова выгрузить файл полностью в клиент.
Вы также можете выбирать, куда именно хотите выгрузить записанный лог: гильдия/гильдии или персональные. Загружать логи в гильдейские вы можете, если были добавлены в нее на сайте EsoLogs как участник или приглашены.
Если вы хотите загружать логи под именем комьюнити Mirrorland, то вот ссылка на автопринятие: https://ru.esologs.com/guild/autojoin/2154/F9DmGJZQ.
И последний вопрос - это приватность логов. Вы можете выбирать между тремя настройками приватности (для каждого лога вы можете ставить любую): публичные, по ссылке, приватные. Если с первыми двумя понятно, то приватные логи будут доступны исключительно вам. Человек, который попытается открыть ссылку на приватный лог, не увидит там ничего.
В общем и целом последовательность действий для записи live log такая: в игре вводим команду /encounterlog - в клиенте логов устанавливаем необходимые параметры (гильдия или личные логи, настройки приватности) и нажимаем Go! (используем ссылку как хотим, можем просматривать все в реальном времени, особенно если вы рл) - после конца рейда можем сразу выйти с персонажа или повторно ввести команду /encounterlog.
В случае загрузки обычного файла лога: вводим /encounterlog - проходим триал до конца - выходим с персонажа или повторно вводим команду /encounterlog - загружаем логи с необходимыми параметрами (гильдия или личные логи, настройки приватности).
Не забываем перед каждым новым логом удалять старый файл Encounter в документах.
CPM
CPM как термин обозначает с английского casts per minute. И простыми словами данная категория в целом анализирует кол-во кастов различных навыков, действий (легкие атаки, свап оружия и др.), прожатие синергий и зелий за весь бой, а затем выводит усредненное значение кастов за минуту боя. Максимально возможное теоретическое количество CPM навыков без ЛА, ХА и др. - это 60.0. На практике это значение будет как правило ниже. Это связано как с ограниченностью сетапа (например, йорвульд и авантюрист за счет сдачи тяжелых атак чуть отнимают цпм навыков), так и с динамикой боя. Низкий общий CPM не всегда значит отвратительный отыгрыш, поскольку необходимо учитывать опыт, влияние легких и тяжелых атак, а также навыков, требующих времени для каста (блистательная слава храмовника или давка из чарописи). Однако в остальном низкий CPM и как следствие низкие аптаймы часто взаимосвязаны.
Почему целителям необходимо работать с вивингом ЛА? Наверное, одним из главных факторов является то, что в отличие от других оружейных веток, способности из ветки посоха восстановления не активируют зачарования. Т.е. если в случае посоха разрушения стихийная преграда заполняет аптайм зачарования вплоть до 100% при сдаче по кулдауну, то для блистательного исцеления, исцеляющих лучей и боевой молитвы так не работает - они никогда не будут активировать зачарования на посохе восстановления сами по себе. Таким образом единственным на данный момент способом активации зачарований на фронтбарном посохе является сдача ЛА. Вторым фактором является малое похищение магии, которое восстанавливает магию вам и союзникам при нанесении урона врагу. Первоначально малое похищение жизни запускается после накладывания статусного эффекта перегрузки/overcharged, который в свою очередь активируется любым магическим уроном (и ЛА с посоха восстановления также засчитывается за него). И последнее - это запускаемый базовый ультореген, который работает при включении ЛА в свою ротацию.
Более опытный целитель, не имеющий на себе сет с зависимостью от тяжелых атак как авантюрист, в среднем с вивингом лайт атак имеет от 100+ СPM. Причем основную долю в этот CPM все равно вкладывает вивинг лайт-атак и свап панелей. Между 115 и 120+ CPM также гораздо чаще основная разница - это отточенный вивинг и количество свапов панелей. Т.е. если вы условно будете после каждого навыка свапать панель, сдавать навык оттуда, свапать обратно, то таким образом вы также "набиваете" свой CPM. Это необходимо учитывать, когда вы собираетесь сравнивать показатели этой категории среди разных людей. Также работает и набивание CPM за счет баш-вивинга, когда игрок намеренно использует прерывающий удар на боссе. Менее опытные целители, дающие от 75+ CPM, должны больше работать над скоростью ротации и вивингом ЛА между каждым навыком. Наилучшим образом тренировать свой вивинг вы можете на манекене, где старайтесь ротировать так: ЛА-навык-ЛА-навык и т.п.
Также учитывайте, что бои могут быть статичными, динамичными или идти по фазам. Например, Фальгравн имеет три фазы. При переходе с одной фазы на другую (в бою с этим боссом это происходит как пролет с верхнего этажа на нижний) вы пару секунд не можете выполнять никаких действий, пока летите вниз. Т.е. если спадет бафф жажды убийств от авантюриста, спадет стаггер и т.п., то вы сможете переаптаймить это не моментально. Лучше всего для аптаймов и CPM отслеживать в таком случае статичную фазу боя, исключив промежутки "простоя". На примере лога с Залваккой так мы можем выделить фазу первого этажа, где босс еще находится на арене и где сосредоточены основные аптаймы. Т.е. как можно понять вам достаточно навести курсор на начало, зажать клавишу мыши и затем выделить необходимый отрезок времени, далее просто отпустить клавишу мыши на конце отрезка.
Далее вы можете перейти на любого из игроков, чтобы детально просмотреть CPM кастов в течение боя, просто нажатием на имя персонажа в данной категории. В виде таблицы это выглядит следующим образом:
Что касается менеджмента ваших ресурсов?
Понятное дело, что каждый навык в ротации отнимает ваши ресурсы. И это в том числе может сказываться на вашем CPM, если сустейн ограничивает вас и вынуждает чаще включать в ротацию тяжелые атаки для возвращения ресурсов. Лучшим способом для оптимизации вашего сустейна без применения "костыльных методов" является применение соответствующих зачарований на бижутерии. Здесь вы выбираете самостоятельно, на что сделать упор. Однако, если вы никогда не рассматривали магическое восстановление или удешевление стоимости заклинаний, то стоит это сделать при проблемном сустейне в особенности. Зачарования на силу оружия/заклинаний не настолько мастхэв, как могут рекомендовать, поскольку они могут значительно ограничивать ваши ресурсные возможности. И если сетап как йорвульд+авантюрист компенсирует это за счет тяжелых атак, то для сетапа, например, сила исцеления+удача мародера+жемчужины эльнофей - гораздо лучше иметь зачарования на сустейн нежели пулл исцеления. И в основном избыточное исцеление достигает 90% и выше, т.е. большая часть исцеления уходит по сути в молоко в данном контексте. Если вы откажетесь от зачарований на силу оружия и заклинаний (кроме ситуаций, где в силу сетапа вам это может быть полезно, например, авантюрист+йорвульд; или проблемы с исцелением томб на хардмоде Локкестииза), то даже для самых сложных режимов триального контента вы не столкнетесь с трудностями в исцелении при хорошей ротации. Логика достаточно простая. С ними меньше регена и хуже сустейн? Значит меньше ресурсов на каст исцеляющих способностей. Значит меньше CPM и меньше исходящее исцеление и аптаймы.
Помните, что универсального билда на все случаи не существует, поэтому воспринимайте указанное как рекомендацию и делайте сетап под свой комфорт.
Исцеление
В категории исцеления мы можем найти больше информации, чем кажется на первый взгляд. Например, мы можем посмотреть избыточное исцеление, т.е. сырой хпс отдельного целителя, проанализировать исцеление по конкретной цели от конкретного целителя, а также увидеть, как работали способности в течение боя на группе через "события". Когда в группе все хорошо с исцелением, то это не особенно важно, однако могут быть моменты, когда цель недополучила нужное исцеление на механике, что привело к смерти. И в таком случае по логам всегда можно выяснить был ли это повышенный единичный тик урона, который невозможно было исцелить, отходил ли человека из стака группы на механике, а может это все же ошибка на стороне саппорта. Все это можно выяснить с помощью данной категории. Она, однако, не всегда используется в таком контексте.
Для просмотра избыточного исцеления, или сырого хпс, при переходе в категорию "лечение" необходимо нажать фильтр "избыточное исцеление" справа над графиком. Если вас интересует общее избыточное исцеление конкретного игрока, то нужно выбрать его через All Sources.
Как было описано ранее, вы также можете ознакомиться с информацией о получаемом целью исцелении в течение боя от разных источников. Для этого во вкладке лечение справа нажимаем на Done by Ability. Там нам откроется маленькое окошко, где можно выбрать среди вариантов: Done by Source, Done to Friendly, Done by Ability. Если мы хотим увидеть получаемое целями исцеление, то выбираем второй вариант. Здесь нам откроется общая таблица с получаемым исцелением целями с разных источников.
Чтобы выделить кого-то конкретного и его источники необходимо нажать на имя персонажа или выбрать его в фильтре вверху All Friendlies.
Помимо таблиц в логах есть возможность представить информацию в виде отдельных событий. Например, я хочу просмотреть получаемое исцеление выбранной ранее цели, но в формате событий. Для этого справа вверху на категориями я нажму на "события", чтобы изменить формат отображения информации в логах. Таким образом, я увижу каждое отдельное исцеляющее действие, которое оказало влияние на выбранную цель. Например, тики исцеления энергетической сферы и исцеляющих лучей, а также проки боевой молитвы и т.п. Если вы захотите выбрать конкретный источник, т.е. конкретного целителя, то вверху над категориями выбираем All Sources и нажимаем на имя нужного персонажа. Думаю, что в остальном принцип понятен. При понимании основ работы с логами вы сможете самостоятельно находить необходимую вам информацию.
Ресурсы
Раз уж выше мы заговорили про менеджмент ресурсов, то перейдем к категории под таким же названием - ресурсы. В данной категории вы можете отследить общий сустейн всех ресурсов в течение боя или в течение фазы, если выделите определенный временной промежуток.
Вас почти всегда будут интересовать две главные категории: магия и суперспособность (в особенности при игре с мификом жемчужин эльнофей). Запас сил можно отслеживать в случае проблем с сустейном данного ресурса на механики блокирования или доджа, а также при игре с сетом боевого искусства, требующего иметь уровень запаса сил ниже 50% для активации.
Отображение ваших ресурсов идет в виде графика (который в шутку иногда называют кардиограммой), где вы можете легко отследить промежутки повышения и снижения уровня ресурсов. Также внизу указаны основные источники возвращения ресурсов за счет пассивных способностей, тяжелых атак или сетов. Например, так будет выглядеть график менеджмента магии в течение боя. Если вы играете с мификом жемчужин эльнофей, то ваш уровень магии должен быть не выше 50% для активации бонусов мифика. И именно в этой категории вы можете увидеть его качество работы. Для этого необходимо посмотреть в левую часть графика, где обозначены процентные значения вашего ресурса. Если ваш график почти всегда находится ниже значения 50, то ваш эльнофей активен в это время.
Вторая подкатегория здесь - это суперспособность. Для сетапов, играющихся с мародером, архитектором, саксхлилом, она особенно важна, т.к. позволяет увидеть ваш общий ультореген в течение боя и даже подсчитать за какой промежуток времени вы в среднем набираете необходимое кол-во ульты. Например, в случае мародера 400 очков. Это помогает также и рлу в случае необходимости корректировки стратегии или сетапов. При работе с эльнофей следует помнить, что самого уровня магии недостаточно для активного прока ульторегена с мифика, вам необходимо применять исцеляющие способности со стоимостью. И если ваш сетап естественно нагружен навыками, не активирующими эльнофей, например, стихийной преградой, давкой из чарописи, ульфсильдой из чарописи и др., то эльнофей будет работать чуть хуже, чем при постоянной ротации исцеляющих навыков. Нет, это не плохо, это особенности сетапа или ротации. В очень многих ситуациях у вас будут такие навыки на панелях. Просто учитывайте это в том числе, если вас не будут удовлетворять цифры, полученные с эльнофей при идеальном уровне магии.
Баффы
Пожалуй, одна из наиболее важных категорий (за исключением еще и дебаффов), которая в полной мере позволяет раскрыть отыгрыш целителя-саппорта в контексте аптаймов. Зачастую неопытные целители упускают этот момент, т.к. считают, что главной категорией является исцеление, однако это не совсем так. Исцеление, конечно, важно, но в оптимизированных группах от вас будут требовать не столько его, сколько аптаймы, т.к. исцеление легко достигает уровня оверхила при хорошей ротации. А при хорошей ротации аптаймы поддерживать ведь тоже не проблема. Когда вы только заходите в данную категорию, вы видите общее время работы баффов, а не их индивидуальные показатели на людях. Поэтому для анализа каждого аптайма отдельно вам необходимо переходить именно в просмотр работы конкретного баффа на игроках в команде. Сделать это можно легко и просто: нажать на желаемый бафф, и откроется новая страница с таблицей и с перечислением всех имен персонажей в группе, а справа будет процентное значение работы баффа за весь бой. Ниже вы увидите, как это выглядит.
В зависимости от вашего сетапа вы можете просматривать как категорию баффов, так и дебаффов. Причем в категории баффов есть как общие (например, как великая храбрость с силы исцеления), которые могут иметь несколько альтернативных источников помимо одного сета, так и именные (как мощный натиск), получаемые только с этого сета. Например, представим, что вы носите на себе сетап с силой исцеления. Поскольку великая храбрость - это положительный эффект на союзников, то находиться она будет именно в категории баффов.
Когда вы просматриваете аптаймы, CPM, то всегда учитывайте, что мертвых невозможно лечить или баффать, поэтому если кто-то лежал какое-то время на земле или половину боя отдыхал так, то аптаймов по нему вы не увидите. Это касается и вашей смерти, а так сами понимаете почему.
Вы в том числе можете перейти отдельно на конкретного игрока, чтобы просмотреть момент накладывания баффа и момент его рассеивания. Для этого выберите персонажа вверху при нажатии на all friendlies или нажмите на имя персонажа при просмотре аптаймов баффов на игроках.
Если вы хотите просмотреть только те баффы и аптаймы, источниками которых являетесь именно вы, то необходимо нажать на All Sources и выбрать своего персонажа. Помните, что если в группе имеются идентичные баффы из нескольких источников, то они не стакаются, а перебивают друг друга. Т.е. если условно в группе будут находиться два источника малой храбрости, то общий аптайм может быть хорошим, однако персональный от вас или от другого человека - хуже. Т.к. вы перебиваете аптаймы друг друга.
Тоже самое происходит с боевой молитвой, которая помимо того, что есть у двух хилов, также перебивается замаскированным охотником, призванной эгидой чародея, скриптом с навыком чарописи и др. Однако с боевой молитвой в дополнение работает еще один фактор - механизм выбора целей. Дело в том, что в приоритете исцеляющего таргета молитвы (а баффы падают на тех, на кого подействовал навык, т.е. исцеление) никогда не будет выбора исходя из наличия или отсутствия баффа на цели. Т.е. навык выбирает цель исключительно по другим критериям. Этими критериями для молитвы являются % здоровья цели и дистанция от кастера (приоритет выше у ближайшей к кастеру цели). Соответственно, боевая молитва не может считаться наиболее оптимальным источником баффа от хилов. Это не значит, что вы не должны стараться поддерживать ее на группе, но всегда принимайте во внимание тот факт, что идеальных индивидуальных аптаймов при наличии второго хила, иных источников практически нереально достигнуть, а идеальный общий с учетом отсутствия смарттаргета по баффу от боевой молитвы - получается за счет спама данной способности, что не всегда оптимальный вариант. В оптимизированных группах вы зачастую можете не увидеть боевую молитву даже на солохиле, т.к. аптаймы малого берсерка замещаются иными источниками: баннерами на берсерк на дд, замаскированным охотником и др.
Дебаффы
Следующая категория - это дебаффы, или отрицательные эффекты на врагах. Дебаффы могут накладываться за счет навыков, зачарований или снаряжения. Некоторые из дебаффов также являются как общими, т.е. имеют несколько альтернативных источников в игре, так и именными. Например, боевое искусство или рев алкоша в дебаффах будут иметь соответствующие названия. Для целителя эта категория не часто бывает интересна, поскольку основную часть дебаффов покрывают танки и саппорты-дд, а целителям как правило приходится заполнять лишь небольшую их часть: зачарования слабости или крушителя, офф-бэлэнс (выведение из равновесия) и, если вы носите с собой алтарь, малое похищение жизни у врагов. Однако ситуации бывают разные, поэтому нам все равно необходимо иметь представление о том, из чего данная категория состоит. И это может пригодиться не только на роли целителя.
Точно также здесь вы можете выбрать конкретного врага, по которому вы хотите просмотреть аптайм определенного дебаффа, а также выделить фазу боя, интересующую вас больше всего. Если вы хотите просмотреть аптаймы дебаффов, накладываемых вами, вам необходимо опять заглянуть в сторону All Sources и выбрать там ник своего персонажа. Таким образом вы выделите сразу то, что необходимо аптаймить от вас в рейде. Или вы можете выбрать рядом среди All Abilities необходимый вам дебафф для анализа.
Если вы нажмете на название дебаффа, то перейдете в расширенную информацию, где можете увидеть процентное значение аптайма для каждого врага в бою, а также момент накладывания и спадения дебаффа.
Для некоторых дебаффов это особенно важно, поскольку вас интересует, порой, не общее время работы, а индивидуальное значение. Также это касается и дебаффов, для которых необходимо поддерживать стаки. Например, ошеломление/стаггер с каменного великана рыцаря-дракона надо поддерживать на 3 стаках, поэтому для анализа аптаймов нужно переходить именно в просмотр конкретно дебаффа ошеломления. Только там можно отследить сколько стаков поддерживалось в бою. По такому же принципу отслеживается вооружение релеквена в случае дд.
В зависимости от работы снаряжения, динамики боя и наличия/отсутствия фаз, а также от ротации суперспособностей саппортов (если это, например, колосс некроманта, который сбрасывается лишь на конкретную фазу и т.д.) аптайм дебаффов может быть различным и не 100%. Некоторые сеты работают с кулдауном или коротким временем накладывания дебаффа, поэтому с ними невозможно достигнуть 100%. Например, монстр-сет нунатак накладывает великую хрупкость (и пока это единственный источник дебаффа в игре) на 4 секунды, однако его можно продлить назареем, чтобы увеличить длительность дебаффа. Сам по себе он не сможет дать такой же аптайм в течение боя. Также это касается архидруида девирика, у которого максимальный возможный теоретический аптайм - это 47%.
MLC-TESO не имеет прямого или косвенного отношения ни к Bethesda Softworks, ни к ZeniMax Online Studios, ни к материнской компании ZeniMax Media каким-либо образом, в какой-либо форме.
The Elder Scrolls® Online, разработанная ZeniMax Online Studios LLC, дочерней компанией ZeniMax Media. ZeniMax, The Elder Scrolls, ESO, Bethesda, Bethesda Softworks и соответствующие логотипы являются зарегистрированными товарными знаками или товарными знаками ZeniMax Media Inc. в США и/или других странах. Все права защищены.